Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ширинская основная школа» Ярославского муниципального района
(МОУ Ширинская ОШ ЯМР)
Согласовано Протокол педагогического совета № 1 от 27.09.2020 г. |
Согласовано Протокол совета родителей № 1 от 03.09.2020 г. |
Согласовано Протокол совета обучающихся № 1 от 02.09.2020 г. |
Утверждено Приказом от 03.09.2020 г. № 53 |
Положение
о школьной службе медиации (примирения)
- Общие положения
- Настоящее положение о школьной службе медиации (примирения) (далее – положение) разработано для обеспечения защиты детей и их прав, создания условия для формирования безопасного пространства, в котором происходит становление личности.
- Школьная служба медиации (примирения) (далее -служба медиации)совмещает в себе профилактическую работу, охватывающую всех участников образовательного процесса в МОУ Ширинская ОШ ЯМР (далее – учреждение) и восстановительную практику (когда необходимо исправление, восстановление нарушенных прав, отношений и т.д., в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением), одновременно, содействующую повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, труднымиподростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д.
- Служба медиации осуществляет практическую работу с детьми, семьями, комиссиями по делам несовершеннолетних по защите прав и интересов детей, профилактику конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение.
- Служба медиации является оформленным объединением участников образовательного процесса, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков и построению конструктивных отношений в школьном сообществе. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на конфликты и противоправное поведение с причинением вреда, не противоречащим законодательству РФ.
- Служба медиацииможет быть оформлена как:
- структурное подразделение ученического самоуправления учреждения;
- методическое объединение.
- В деятельность службы медиациивключены обучающиеся основной и старшей ступеней учреждения на основе деятельности в рамках школьного ученического совета самоуправления.
- Служба медиации – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников учреждения, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода ШМ, медиативного подхода и использованием восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
- Служба медиации открыта для родителей, с максимальным вовлечением их в эту работу (настолько, насколько они сами проявляют готовность и заинтересованность вовлечься в данную работу).Это способствует развитию сотрудничества, партнерских отношений между учреждением и родителями (законными представителями), семьей в воспитании детей.
- Правовая основа деятельности службы медиации
2.1. Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства:
- Конституции Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федерального закона от 30.11.1994 года №51-ФЗ«Гражданский кодекс Российской Федерации»(в действующей редакции);
- Федеральный закон от 29.12.1995 года №223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(в действующей редакции);
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в действующей редакции);
- Конвенции о правах ребенка (Принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.1989);
- Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010(в действующей редакции);
- Методических рекомендаций по организации служб школьной медиации от 18.11.2013 N ВК-844/07(утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн);
- Методических рекомендаций по созданию и развитию служб школьной медиации, а также служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18 декабря 2015 года №07-4317);
- Методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо Министерства образования и науки РФ № 07-7657 от 26.12.2017);
- Уставом учреждения.
- Цели и задачи службы медиации
-
- Основными целями являются:
- создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
- воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
- улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.
-
- Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
- формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством Метода ШМ;
- снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в "группах равных" , что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях
- профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- координация усилий семьи и учреждения, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;
- повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
- Принципы проведения процедуры медиации
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
-
- Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие сотрудников и детей-волонтеров в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с посредником, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в восстановительной программе.
- Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы медиации не разглашать полученные в процессе примирения сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи). Также исключение составляет ставшая известная посреднику информация о готовящемся преступлении.
- Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора.
- Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.
- Порядок формирования службы медиации
-
- Руководитель службы медиации назначается приказом директора учреждения из числа сотрудников учреждения: заместителей директора, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогический работник учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации.
- Проводить процедуру медиации может только сотрудник службы, прошедший обучение проведению процедуры медиации.
- Содействовать в работе службы медиации могут обучающиеся, ознакомленные с процедурой и прошедшие обучение, с согласия родителей (законных представителей)
- В службу медиации могут входить сотрудники учреждения, обучающиеся, а также их родители (законные представители).
- Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом учреждения, принимаемым службой медиации самостоятельно.
- Порядок работы службы медиации
-
- Порядок проведения процедуры медиации устанавливается сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации.
- В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора
- Служба медиации может получать информацию о конфликтах и нарушений поведения несовершеннолетних от педагогов, обучающихся, администрации учреждения, членов службы медиации, родителей (законных представителей).
- Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности проведения примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта (виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами).
- При необходимости о принятом решении информируются должностные лица учреждения.
- Примирительные программы проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. Сторонам должны быть предложены все возможные виды помощи, существующие в учреждении формы работы.
- В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности..
- При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
- Медиаторы и учреждение, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
- Служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, педагога-психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
- Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
- Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.
- Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
- Организация деятельности службы медиации
-
- Службе медиации по согласованию с администрацией учреждения предоставляется помещение для сборов и проведения Примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
- Должностные лица учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы медиации среди педагогов и обучающихся. Служба медиации имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов учреждения.
- Администрация учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
- В случае если Примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность виновной стороны, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
- Заключительные положения
8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.
8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором учреждения по предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.