Страница обновлена 27.09.2020

МОУ Ширинская ОШ ЯМР

Страница обновлена 27.09.2020
МОУ Ширинская ОШ ЯМР

    

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ширинская основная  школа» Ярославского муниципального района

(МОУ Ширинская ОШ ЯМР)

 

Согласовано

Протокол педагогического совета

№ 1 от 27.09.2020 г.

Согласовано

Протокол

совета родителей

№ 1 от 03.09.2020 г.

Согласовано

Протокол

совета обучающихся

№ 1 от 02.09.2020 г.

Утверждено

Приказом

от 03.09.2020 г. № 53

 

Положение

о школьной службе медиации (примирения)

 

  1. Общие положения

 

  1. Настоящее положение о школьной службе медиации (примирения) (далее – положение) разработано для обеспечения защиты детей и их прав, создания условия для формирования безопасного пространства, в котором происходит становление личности.
    1. Школьная служба медиации (примирения) (далее -служба медиации)совмещает в себе профилактическую работу, охватывающую всех участников образовательного процесса в МОУ Ширинская ОШ ЯМР (далее – учреждение) и восстановительную практику (когда необходимо исправление, восстановление нарушенных прав, отношений и т.д., в связи с общественно порицаемым действием, проступком, правонарушением), одновременно, содействующую повышению эффективности мероприятий иных институтов, занимающихся детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, социально неблагополучными семьями, труднымиподростками, несовершеннолетними правонарушителями и т.д.
    2. Служба  медиации осуществляет практическую работу с детьми, семьями, комиссиями по делам несовершеннолетних по защите прав и интересов детей, профилактику конфликтов и правонарушений, участие в ситуациях, где есть конфликт или правонарушение.
    3. Служба медиации является оформленным объединением участников образовательного процесса, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков и построению конструктивных отношений в школьном сообществе. Служба медиации является альтернативой другим способам реагирования на конфликты и противоправное поведение с причинением вреда, не противоречащим законодательству РФ.
    4. Служба медиацииможет быть оформлена как:
  • структурное подразделение ученического самоуправления учреждения;
  • методическое объединение.
    1. В деятельность службы медиациивключены обучающиеся основной и старшей ступеней учреждения на основе деятельности в рамках школьного ученического совета самоуправления.
    2. Служба медиации  – это объединение участников образовательно-воспитательного процесса различных уровней (сотрудников учреждения, учеников, родителей и др.), направленное на оказание содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной деятельности, с помощью Метода ШМ, медиативного подхода и использованием восстановительной практики в профилактической работе и мероприятиях, направленных на работу с последствиями конфликтов, асоциальных проявлений, правонарушений.
    3. Служба медиации открыта  для родителей, с максимальным вовлечением их в эту работу (настолько, насколько они сами проявляют готовность и заинтересованность вовлечься в данную работу).Это способствует развитию сотрудничества, партнерских отношений между учреждением и родителями (законными представителями), семьей в воспитании детей.
  1. Правовая основа деятельности службы медиации

2.1. Служба  медиации осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства:

  • Конституции Российской Федерации (в действующей редакции);
  • Федерального закона от 30.11.1994 года №51-ФЗ«Гражданский кодекс Российской Федерации»(в действующей редакции);
  • Федеральный закон от 29.12.1995 года №223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» (в действующей редакции);
  • Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(в действующей редакции);
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в действующей редакции);
  • Конвенции о правах ребенка (Принятой и открытой для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20.11.1989);
  • Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010(в действующей редакции);
  • Методических рекомендаций по организации служб школьной медиации от 18.11.2013 N ВК-844/07(утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн);
  • Методических рекомендаций по созданию и развитию служб школьной медиации, а также служб примирения в образовательных организациях (Письмо Минобрнауки России от 18 декабря 2015 года №07-4317);
  • Методических рекомендаций по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций (письмо Министерства образования и науки РФ № 07-7657 от 26.12.2017);
  • Уставом учреждения.
  1. Цели и задачи службы медиации
    1. Основными целями  являются:
  • создание благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном подходе, который базируется на таких общечеловеческих ценностях как признание уникальности каждой личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
  • улучшение качества жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, каковыми являются дети, семьи, педагоги и воспитатели, администраторы, психологи, социальные работники, социальные педагоги, школьные инспекторы и др.
    1. Достижение названных целей обеспечивается путем решения следующих задач:
  • формирование группы, участвующей в образовательно-воспитательном процессе, мотивированной на использование в своей повседневной деятельности, в том числе и в образовательно-воспитательном процессе, медиативного подхода, ориентированной на разрешение конфликтов в образовательной среде посредством Метода ШМ;
  • снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов в воспитательно-образовательной сфере за счет обучения взрослых основам медиации, обучения детей медиативному подходу и позитивному общению в "группах равных" , что позволит эффективно предупреждать развитие и эскалацию конфликта, а также оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, детей, педагогов, администрации, позволит детям оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях
  • профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
  • координация усилий семьи и учреждения, а также других институтов, участвующих в работе с детьми и подростками, с целью предотвращения неблагополучных сценариев развития жизни ребенка, особенно в критические периоды;
  • повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно-воспитательного процесса.
  1. Принципы проведения процедуры медиации

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

    1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие  сотрудников и детей-волонтеров в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с посредником, после которой стороны могут участвовать или не  участвовать в восстановительной программе.
    2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы медиации не разглашать полученные в процессе примирения сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи). Также исключение составляет ставшая известная посреднику информация о готовящемся преступлении.
    3. Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на внимание и время медиатора.
    4. Принцип нейтральности, не позволяющий специалистам службы медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что специалисты службы медиации не выясняют вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а являются независимыми посредниками, помогающими сторонам самостоятельно найти взаимоприемлемое решение.
  1. Порядок формирования службы медиации
    1. Руководитель службы медиации назначается приказом директора учреждения из числа сотрудников учреждения: заместителей директора, педагог-психолог, социальный педагог или другой педагогический работник учреждения, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации.
    2. Проводить процедуру медиации может только сотрудник службы, прошедший обучение проведению процедуры медиации.
    3. Содействовать в работе службы медиации могут обучающиеся, ознакомленные с процедурой и прошедшие обучение, с согласия родителей (законных представителей)
    4. В службу  медиации могут входить сотрудники учреждения, обучающиеся, а также их родители (законные представители).
    5. Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся, входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом учреждения, принимаемым службой медиации самостоятельно.
       
  2. Порядок работы службы медиации
    1. Порядок проведения процедуры медиации  устанавливается сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации.
    2. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в том числе соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора
    3. Служба медиации может получать информацию о конфликтах и нарушений поведения несовершеннолетних от педагогов, обучающихся, администрации учреждения, членов службы медиации, родителей (законных представителей).
    4. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности проведения примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта (виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами).
    5. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица учреждения.
    6. Примирительные программы проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. Сторонам должны быть предложены все возможные виды помощи, существующие в учреждении формы работы.
    7. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности..
    8. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон.
    9. Медиаторы и учреждение, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.
    10. Служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, педагога-психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).
    11. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.
    12. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.
    13. Срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти дней.
  3. Организация деятельности службы медиации
    1. Службе медиации по согласованию с администрацией учреждения предоставляется помещение для сборов и проведения Примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы – такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
    2. Должностные лица учреждения оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы медиации среди педагогов и обучающихся. Служба медиации имеет право пользоваться услугами педагога-психолога, социального педагога и других специалистов учреждения.
    3. Администрация учреждения содействует службе медиации в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями.
    4. В случае если Примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность виновной стороны, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
       
  4. Заключительные положения

8.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения.

8.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором учреждения по предложению службы медиации или органов школьного самоуправления.