Страница обновлена 14.02.2019

МОУ Ширинская ОШ ЯМР

Страница обновлена 14.02.2019
МОУ Ширинская ОШ ЯМР

Пять шагов психологической поддержки

вашего взрослеющего ребёнка

при выборе профессии

1) В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребёнка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть всё решит сам!» и «Что он без меня решит!» – в конечном счете приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным.

2) Важно выяснить,  чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие её стороны его особенно привлекают: престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то, любопытство.

3) Ваш долг помочь ребенку реализовать пока ещё скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4) Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее.

5) Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять.

Сделай правильный выбор!

Проверь себя!

    Если о рейтинге востребованных профессий можно узнать в Интернете www.profosvita.org.ua или в специализированных печатных изданиях, то с психологической диагностикой будущего специалиста дело обстоит сложнее. Несмотря на доступность тестов и популярных методик, разобраться в их многообразии рядовому родителю не под силу. Психологи-консультанты для «самопроверки» школьника рекомендуют следующий алгоритм:

первое – определить ведущий способ мышления;

второе – протестировать на двух-трех профориентационных опросниках.

Определение ведущего мышления – «правополушарного» (абстрактно-образного – т. е. гуманитарные науки) или «левополушарного» (логического – т. е. точные науки) можно осуществить простыми «кустарными» методами.

«Подручный» способ таков: сложите накрест руки (или ладони в замок), какая рука (большой палец) окажется сверху, такое полушарие и доминирует.

Все многообразие видов деятельности знаменитый русский ученый разделил на пять типов. Прежде чем относить ребенка к одному из них, вспомните об увлечениях своего чада и обо всех его удачных проектах. Составьте список успешных достижений – в 5-м классе нарисовал красивый школьный стенд, а в 7-м выиграл олимпиаду по литературе. Чем больше список, тем легче определить, к какому типу относится ребенок.

Типы по Климову

1. «Человек – природа»: профессии, косвенно или напрямую связанные с живой природой. Сфера деятельности – начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной (изучение организма человека).

2. «Человек – техника»: главный критерий – любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии). Любая деятельность, связанная с автоматизмом и машинной работой, – механики, инженеры-технологи, монтажники, водители.

3. «Человек – человек»: предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами – это психолог, педагог, врач, менеджер, продавец и даже парикмахер.

4. «Человек – знаковый образ»: если ваш восьмиклассник проявляет интерес к различным схемам, цифрам, а больше всего любит информатику и филологию – значит, это его тип. Наиболее подходящие специальности – переводчик, чертежник (как инженер, так и модельер), топограф и, конечно, программист.

5. «Человек – художественный образ»: к последней категории относятся все творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, скульптор, писатель, режиссер и т. д.

Геометрия мысли

Знаменитый лозунг на входе в Афинскую Академию гласил: «Не знаешь геометрии – не входи». Сегодня одной из популярных методик по определению типа мышления является психогеометрический тест.  Посмотрите на пять фигур и постарайтесь выбрать из них ту, которая вам наиболее импонирует (сразу привлекает внимание). Пронумеруйте ее первой, оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке предпочтения. Фигура под номером пять должна быть наименее вам симпатична.

Итак, если вы выбрали первой фигуру:

Квадрат

Мыслительный логический анализ и вычисление – сильная сторона Квадрата. Эта строго линейная фигура полностью определяет вас как «левополушарный» (математический) тип личности. Говоря языком информатики, Квадраты мыслят в последовательном формате: а-б-в-г-д и т. д. Чрезвычайно развитое внимание к деталям, инструкциям и конкретике способны сделать из Квадратов высококвалифицированных исполнителей и администраторов. Оборотная сторона «квадратного» мышления – неспособность принимать «глобальные» решения или идти на оправданный риск, что «перекрывает путь» к профессиям руководителя.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. В соответствии эгоцентричным претензиям быть всегда первыми, Треугольники обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители разных уровней. Нередко доминирующий «логический» тип Треугольника с преобладанием в нем лидерских качеств, в отличие от Квадрата, мешает ему работать в коллективе на «равных правах».

Прямоугольник

Прямоугольник символизирует душевное состояние перехода и изменения. Если вы выбрали его первым, это сигнализирует о психологических метаморфозах, частых состояниях замешательства и неопределенности. Поэтому преобладающим психологическим качеством Прямоугольника становиться непоследовательность, резкие изменения принятых решений. Несмотря на то, что психологи расценивают эту фигуру как временную психоформу (переходную стадия от одного этапа развития к другому), Прямоугольники обладают любознательностью, пытливостью и смелостью начинать новое дело. Как правило, выбор этой фигуры говорит о неудовлетворенности существующего состояния дел и необходимости радикально поменять выбранные ориентации.

Круг

Этот мифологический символ гармонии говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. Круги – самые лучшие коммутаторы среди всех пяти форм. Cтремление к компромиссам и развитые способности к импатии (способность чувствовать других людей) открывают им путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями (педагоги, врачи, психологи и т. д.). Должности, требующие решительного поведения и выносливости, им не подходят.

Зигзаг

Единственная разомкнутая из всех пяти, эта фигура символизирует креативность и творческий потенциал. Зигзаги – истинные «правополушарные» мыслители (интуиция, образность, эмоциональность – их сильные черты характера), отличающиеся завидной оригинальностью в принятии решений. Квадрат и Треугольник редко обращают внимание на знак Зигзага. На вопрос психолога: «А куда вы поместили эту фигуру?», в ответ можно услышать: «Это фигура? Я думал здесь просто начеркано». При этом, в отличие от Кругов, Зигзаги редко интересуются поиском компромиссов. Лейтмотивом их синтетического мышления является лозунг «А что, если?». Зигзагам подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером-оформителем.

10 не востребонных профессий на ближайший год

1. Специалисты по работе с документами заемщиков

Причина: их занятость зависит ровно от тех же условий, что и специалистов по оформлению кредитов. Нет заемщиков – нет документов, с которыми надо работать.

Альтернатива: в банках работу не найдут. Можно попробовать перейти по данному направлению куда-либо в сектор индустрии. В автомобильный бизнес, нефтегазовый, строительный, машиностроительный и так далее…

Прогноз: понадобятся через год после прекращения кризиса.

 

2. Банковские специалисты по оформлению кредитов

Причина: беззалоговые кредиты от Центробанка смогут получить далеко не все коммерческие банки. Те, кто не получит, не смогут их и выдавать. В таком случае, зачем держать людей, которые призваны выдавать то, чего нет?

Альтернатива: переквалифицироваться в самом банке вряд ли возможно, в других же компаниях можно искать должности, связанные с договорной работой или с согласованиями (например, сфера недвижимости).

Прогноз: вновь понадобятся через год после прекращения кризиса.  

 

3. Аналитики ценных бумаг

Причина: их деятельность напрямую связана с работой фондового рынка. В ситуации, когда торги зачастую просто закрываются, работы у аналитиков нет, они чувствуют себя нестабильно. Компаний-брокеров стало меньше, а те, что остались, оптимизируют расходы, в том числе сокращая численность и расширяя специализацию оставшихся специалистов.

Альтернатива: умные люди с хорошим образованием и пониманием финансовой отчетности всегда пригодятся, например, в области слияний-поглощений, но всем места не хватит. Другой вариант – финансовый аналитик внутри компании реального сектора. Уход в реальный сектор – давно протоптанная тропа для аналитиков по ценным бумагам.

Прогноз: понадобятся не ранее чем через полгода после стабилизации обстановки на фондовом рынке.

 

4. Специалисты по ПИФам

Причина: ПИФы – самый уязвимый инвестиционный продукт, который предлагают широким массам населения. На падающем рынке увеличивать продажи ПИФов просто невозможно, соответственно, содержание инвестиционных консультантов становится убыточным для компании. Их сокращают одними из первых.

Альтернатива: специалистам по ПИФам легко переквалифицироваться в менеджеров по сопровождению клиентов, в том числе в высокотехнологичных отраслях.

Прогноз: после месяца-двух стабильного роста котировок спрос на ПИФы обязательно возрастет.

 

5. Специалисты по социальной ответственности

Причина: люди, которые занимаются социальными проектами внутри компаний, этим компаниям больше не нужны. Социальная активность, конечно, не приоритет для бизнеса. Социальные программы – это "товар с нагрузкой". Общие затраты компании будут сокращать, а происходить это будет как раз в первую очередь за счет неприоритетных позиций.

Альтернатива: могут заниматься административной работой.

Прогноз: понадобятся не раньше, чем у компаний вновь появятся свободные средства.

 

6. Брокеры по недвижимости

Причина: на первичном рынке недвижимости объектов для продажи все меньше и меньше. Некоторые компании, занимающиеся брокериджем, уже в два раза сократили свой штат.

Альтернатива: брокеры по недвижимости – это хорошие сейлзы, которые могут попробовать себя в продажах в другом секторе.

Прогноз: строительство в объемах, когда вновь брокерам будет где применить себя, начнется не раньше чем через год после конца кризиса.

 

7. Менеджеры по развитию

Причина: специалисты, которые занимаются поиском и привлечением новых проектов, допустим, в строительную компанию – ищут площадки под строительство, уже оказываются на улице. Большинство девелоперов приостановило свои проекты, спрос на данных специалистов резко сократился.

Альтернатива: данным специалистам будет достаточно сложно переквалифицироваться, они могут перейти в retail, где тоже будут востребованы. В retail-компаниях есть отделы развития, где нужны специалисты, которые будут заниматься поиском площадей для открытия новых магазинов.

Прогноз: понадобятся чуть раньше, чем брокеры по недвижимости.

 

8. Специалисты по обучению персонала

Причина: тренинги и курсы повышения квалификаций многим компаниям перестали быть по карману. Особенно пострадают специалисты, обучающие топ-менеджмент. Таких в России меньше, чем за рубежом, но они есть.

Альтернатива: за границей наши специалисты по обучению персонала не нужны. Возможно, им удастся пристроиться в какие-либо учебные заведения.

Прогноз: понадобятся чуть раньше, чем специалисты по социальной ответственности. Все-таки обучение персонала для компаний важнее.

 

9. Специалисты по внутреннему пиару

Причина: большие компании, в которых такие спецы есть, сейчас мало озабочены организацией корпоративных мероприятий для своих сотрудников.

Альтернатива: внешний пиар, реклама.

Прогноз: понадобятся не раньше чем через год после окончания кризиса.

 

10. Журналисты печатных СМИ

Причина: Газеты и журналы чаще приносят убытки, чем наоборот. Для компаний печатные СМИ в большинстве случаев являются непрофильными активами, от которых в ближайшее время начнут избавляться.

Альтернатива: PR, телевидение и радио, интернет-издания

Прогноз: понадобятся через полгода после окончания кризиса